Утверждены приказом |
Правила и условия проведения аттестации педагогов
Сноска. Правила - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.11.2021 № 561 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1) аттестуемый – лицо, проходящее аттестацию и претендующее на присвоение (подтверждение) квалификационной категории в соответствии с настоящими Правилами;
2) аттестация – процедура, проводимая с целью определения уровня квалификации педагогов, по результатам которой присваиваются (подтверждаются) квалификационные категории согласно настоящих Правил;
3) аттестационная комиссия – коллегиальный орган, уполномоченный проводить процедуру аттестации педагогов (далее - Комиссия);
4) аттестационный период – промежуток времени в календарном году (январь-май, август-декабрь), в течение которого аттестуемый подает заявление на сдачу Национального квалификационного тестирования, проходит квалификационную оценку, подает заявление в аттестационную комиссию о присвоении (подтверждении) квалификационной категории согласно настоящих Правил;
5) апелляция – процедура пересмотра результатов национального квалификационного тестирования, которая осуществляется по запросу педагога посредством информационных коммуникационных технологий в соответствии с настоящими Правилами;
6) республиканская комиссия по рассмотрению апелляций (далее –комиссия по апелляции) – комиссия, создаваемая уполномоченным органом в области образования, которая принимает решение по спорным вопросам при несогласии педагогов с результатами национального квалификационного тестирования;
7) квалификационная категория – уровень профессиональной компетентности педагога, соответствующий квалификационным требованиям согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5750) (далее – приказ № 338);
8) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности – процедура оценки соответствия достижений аттестуемого уровням квалификационных требований;
9) государственная услуга – одна из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению или без обращения услугополучателей и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ;
10) стандарт государственной услуги – перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги;
11) педагог - лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или) воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности;
12) национальное квалификационное тестирование (далее – НКТ) – процедура, проводимая в целях определения уровня профессиональной компетентности педагога, по тестам, разработанным уполномоченным органом в области образования в соответствии с настоящими Правилами.
"педагог" - в организациях образования;
"педагог-модератор", "заместитель руководителя третьей квалификационной категории" или "руководитель-организатор", "заместитель руководителя второй квалификационной категории" или "руководитель-менеджер", "педагог-модератор" – для методистов – в органах отдела образования района, города областного значения;
"педагог-эксперт" и "педагог-исследователь", "заместитель руководителя первой квалификационной категории" или "руководитель-лидер", "педагог-эксперт", "педагог-исследователь", "педагог-мастер" – для методистов – в органах управления образования области, города республиканского значения и столицы;
"педагог-мастер" - при уполномоченном органе в области образования.
Глава 2. Порядок прохождения аттестации
для педагогов:
1) НКТ;
2) эссе;
3) квалификационная оценка;
4) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
для заместителей руководителя организаций образования, заместителей руководителя и методистов методических кабинетов (центров):
1) квалификационная оценка;
2) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
3) собеседование на заседании аттестационной комиссии с презентацией результатов деятельности (при несовпадении оценки самооценивания и оценки комиссии);
для руководителей организаций образования и методических кабинетов (центров):
1) НКТ;
2) квалификационная оценка;
3) комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
4) собеседование на заседании Комиссии с презентацией результатов деятельности (при несовпадении оценки самооценивания и оценки комиссии).
Параграф 1. Порядок проведения НКТ
Кандидатам без стажа организаций технического и профессионального, высшего и послевузовского образования, набравшим на тестировании не менее 50 баллов, присваивается квалификационная категория "педагог".
педагоги:
1 (один) раз в календарный год – бесплатно;
повторно 1 (один) раз на платной основе в течение календарного года;
педагоги, претендующие на досрочную аттестацию 1 (один) раз в течение календарного года – бесплатно;
пробные (по желанию педагога) – на платной основе в течение календарного года;
кандидаты без стажа, имеющие техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям:
1 раз в течение календарного года – бесплатно;
руководители организаций образования, методических кабинетов (центров) в календарный год 1 (один) раз – бесплатно;
повторно 1 (один) раз на платной основе в течение календарного года;
пробные (по желанию) – на платной основе в течение календарного года.
1) Для педагогов дошкольных организаций воспитания и обучения:
"Дошкольная педагогика и психология" – тридцать заданий;
"Методика дошкольного воспитания и обучения" – тридцать заданий;
2) Педагоги начального образования сдают тестирование по предметам:
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
"Содержание учебного предмета" (казахский или русский язык (по языку обучения), литературное чтение, математика) – семьдесят заданий;
3) Для педагогов основного среднего и общего среднего образования:
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
"Содержание учебного предмета" – семьдесят заданий;
4) Для педагогов организаций дополнительного образования:
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
"Основы психологии" – тридцать заданий;
5) Для воспитателей интернатных организаций, общежитий:
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
"Основы психологии" – тридцать заданий;
6) Для воспитателей специальных организаций:
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
"Основы психологии" – тридцать заданий;
7) Для педагогов специальных организаций образования:
"Специальная педагогика и методика обучения" – тридцать заданий;
"Содержание учебного предмета" – тридцать заданий;
8) Для методистов организаций образования (кроме методистов методических кабинетов (центров):
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
"Содержание учебного предмета" – семьдесят заданий;
9) Для организаций технического и профессионального, послесреднего образования:
Педагоги по общеобразовательным предметам:
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
"Содержание учебного предмета" – семьдесят заданий;
Педагоги по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам:
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
"По направлению деятельности" – семьдесят заданий;
Мастера производственного обучения:
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
Педагоги иных должностей:
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
"Основы психологии" – тридцать заданий;
10) Для педагогов по физической культуре по выбору:
1) "Содержание учебного предмета" – семьдесят заданий;
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
либо 2) "Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий;
Тесты Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы по выбору в соответствии с Правилами проведения тестов Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, утвержденными приказом соотвествующего уполномоченного органа (проводится организацией, определяемой уполномоченным органом в области образования).
11) кандидат без стажа, имеющий техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям:
"Содержание учебного предмета" – семьдесят заданий;
"Педагогика, методика обучения" – тридцать заданий.
По направлению Педагогика дошкольного воспитания и обучения:
"Дошкольная педагогика и психология" – тридцать заданий;
"Методика дошкольного воспитания и обучения" – тридцать заданий.
12) Для руководителей организаций образования (в т.ч. методических кабинетов (центров):
по направлению "Знание законодательства" – восемьдесят вопросов:
Трудовой кодекс Республики Казахстан – двадцать вопросов;
Кодекс о браке (супружестве) и семье – двадцать вопросов;
Закон Республики Казахстан "Об образовании" – двадцать вопросов;
Закон Республики Казахстан "О статусе педагога" – десять вопросов;
Закон Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" – десять вопросов;
по направлению "Управленческие компетенции" – двадцать вопросов.
1) Для педагогов дошкольных организаций воспитания и обучения:
"Дошкольная педагогика и психология":
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
"Методика дошкольного воспитания и обучения":
квалификационная категория "педагог" – 30 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %.
2) Для педагогов начального обучения:
по направлению "Содержание учебного предмета":
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
по направлению "Педагогика, методика обучения":
квалификационная категория "педагог" – 30 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %.
3) Для педагогов основного среднего и общего среднего образования:
по направлению "Содержание учебного предмета":
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
по направлению "Педагогика, методика обучения":
квалификационная категория "педагог" – 30 %;
квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %;
4) Для педагогов организаций дополнительного образования:
"Педагогика, методика обучения":
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
"Основы психологии":
квалификационная категория "педагог" – 30 %;
квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %.
5) Для воспитателей интернатных организаций, общежитий
По направлению "Педагогика, методика обучения"
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
"Основы психологии" –тридцать заданий:
квалификационная категория "педагог" – 30 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %.
6) Для воспитателей специальных организаций
По направлению "Педагогика, методика обучения"
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
"Основы психологии" – тридцать заданий:
квалификационная категория "педагог" – 30 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 40%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %;
7) Для педагогов специальных организаций образования:
По направлению "Содержание учебного предмета"
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
По направлению "Основы психологии" – тридцать заданий:
квалификационная категория "педагог" –30 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 40%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %;
8) Для методистов организаций образования (кроме методистов методических кабинетов (центров):
"Содержание учебного предмета":
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
"Педагогика, методика обучения":
квалификационная категория "педагог" – 30 %;
квалификационная категория "педагог-модератор" – 40 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 50 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 70 %.
9) Для педагогов организаций технического и профессионального, послесреднего образования:
по направлению "Содержание учебного предмета":
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
по направлению "По направлению деятельности":
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
по направлению "Педагогика, методика обучения":
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90%;
"Основы психологии" – тридцать заданий:
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %.
10) Для педагогов по физической культуре:
по направлению "Содержание учебного предмета":
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60%;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70%;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %;
"Педагогика, методика обучения":
квалификационная категория "педагог" – 50 %
квалификационная категория "педагог-модератор" – 60 %;
квалификационная категория "педагог-эксперт" – 70 %;
квалификационная категория "педагог-исследователь" – 80 %;
квалификационная категория "педагог-мастер" – 90 %.
Тесты Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы:
квалификационные категории "педагог", "педагог-модератор", "педагог-эксперт", "педагог-исследователь", "педагог-мастер" – соответствуют начальному уровню готовности.
11) Для кандидатов без стажа, имеющих техническое и профессиональное, высшее и/или послевузовское образование по педагогическим (специальностям) направлениям:
"Содержание учебного предмета":
квалификационная категория "педагог" – 50 %;
"Педагогика, методика обучения":
квалификационная категория "педагог" – 50 %.
По направлению Педагогика дошкольного воспитания и обучения:
"Дошкольная педагогика и психология":
квалификационная категория "педагог" – 50 %;
"Методика дошкольного воспитания и обучения":
квалификационная категория "педагог" – 50 %.
12) для руководителей организаций образования (методических кабинетов (центров):
по направлению "Знание законодательства":
"руководитель-организатор" – 70%;
"руководитель-менеджер" – 80%;
"руководитель-лидер" – 90 %;
по направлению "Управленческие компетенции":
"руководитель-организатор" – 70%;
"руководитель-менеджер" – 80%;
"руководитель-лидер" – 90 %.